Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук
+7 (3952) 42-65-04
info@lin.irk.ru

Экспедиция на НИС «Академик В.А. Коптюг» 5 по 20 июня 2025 г.

C 5 по 20 июня 2025 г. на НИС «Академик В.А. Коптюг» состоялась очередная экспедиция в рамках госбюджетного проекта «Комплексные исследования прибрежной зоны озера Байкал: многолетняя динамика сообществ под воздействием различных экологических факторов и биоразнообразие; причины и последствия негативных экологических процессов», № 0279-2021-0007 (121032300180-7).

Основная цель экспедиции: исследование биоразнообразия и оценка современного экологического состояния прибрежной зоны озера Байкал в июне 2025 г., в условиях широкомасштабных негативных экологических процессов в озере.

Рис. 1. Схема станций отбора проб и маршрут судна (составлены Куделиным С.Д. и Гула М.И.)

Задачи экспедиции:

  1. Сбор материала для продолжения многолетних рядов наблюдений за изменениями таксономического состава и динамики биомассы естественных и чужеродных для Байкала водорослей-нитчаток, мест их массового развития в прибрежной зоне, в сезонном и межгодовом аспектах (отв. исп. д.б.н. Тимошкин О.А., Гула М.И.; за отбор проб – техник Юргин Р.А.);
  2. Сбор данных по береговым скоплениям детрита как показателя продуктивности и эвтрофикации прибрежной зоны (экспресс-оценка) (отв. исп. к.б.н. Непокрытых А.В.; за отбор проб – м.н.с Алексеева Т.М. и м.н.с Кривороткин Р.С.);
  3. Обор фитопланктонных проб для продолжения многолетних рядов наблюдений за видовым составом и динамикой количественных показателей в прибрежной зоне (в местах с антропогенной нагрузкой и на фоновых участках) (отв. исп. д.б.н. Бондаренко Н.А., за отбор проб – к.б.н. Побережная А.Е.);
  4. Отбор и анализ гидрохимических проб для оценки качества прибрежных вод (отв. исп.: к.г.н. Томберг И.В., м.н.с. Елецкая Е.В.);
  5. Отбор проб зообентоса для исследования качественного состава микротурбеллярий, остракод, гарпактикоид и батинеллид (отв. исп.: м.н.с. Алексеева Т.М., м.н.с Кривороткин Р.С.).

Состав экспедиционного отряда: д.б.н. Тимошкин О.А. (нач. отряда), к.г.н. Томберг И.В. (зам. нач. отряда), м.н.с. Елецкая Е.В., м.н.с. Алексеева Т.М., м.н.с. Кривороткин Р.С. вед. инж. Гула М.И., гл. спец. Побережная А.Е., техник Юргин Р.А, техник Старов П.Ф. и две студентки 3 курса ДБ Биолого-почвенного факультета ФГБОУ ВО «ИГУ» – Плотникова А. и Чимитдоржиева И.О.

Перечень станций отбора проб:

  1. Междисциплинарный полигон у мыса Березовый
  2. пос. Листвянка
  3. г. Байкальск
  4. пос. Култук
  5. пос. Большие Коты, Стационар ЛИН СО РАН
  6. пос. Большие Коты, станция "Гаммарус"
  7. пос. Большое Голоустное
  8. г. Бабушкин
  9. бухта Песчаная
  10. мыс Дыроватый
  11. мыс Голый
  12. бух. Ая
  13. пос. Сахюрта
  14. о. Огой
  15. пос. Хужир
  16. залив Каргантэ
  17. Зундукский залив
  18. мыс Нюргон
  19. мыс Узуры
  20. Академический хребет
  21. о. Большой Ушканий, бухта Пещерка
  22. о. Большой Ушканий, бухта Северная
  23. м. Большой Солонцовый
  24. мыс Средний Кедровый
  25. м. Елохин
  26. мыс Малый Черемшаный
  27. мыс Мужинай, губа Большая Коса
  28. бух. Мужинайская коврижка
  29. губа Богучанская
  30. бух. Сеногда
  31. бух. Заречное
  32. бух. Фролиха
  33. мысы Эрекшакан-Немнянка
  34. бух. Аяя
  35. губа Томпуда
  36. губа Большой Амундакан
  37. губа Биракан
  38. губа Якшакан
  39. губа Давша
  40. о. Тонкий, Ушканьи о-ва
  41. мысы Крестовый-Бученкова
  42. село Максимиха
  43. мыс Ижимей
  44. Будыская губа, мыс Хара-Хушун
  45. мыс Хылтыгэ
  46. бухта Хурай-Холзын

И 11 станций отбора проб фитопланктона.

Всего отобрано 494 пробы: 217 проб для исследования фитобентоса, 134 гидрохимических пробы, 105 качественных проб для зоологических исследований, 38 проб для характеристики фитопланктона.

Предварительные научные результаты (в соответствии с указанными задачами):

1. Проведен предварительный микроскопический анализ прижизненных проб фитобентоса с акцентом на выявление и распространение чужеродных водорослей-нитчаток рода Spirogyra. Изготовлено несколько тысяч микрофотографий таксономического состава водорослевых сообществ (проведен их предварительный анализ, впоследствии фото будут проанализированы подробно). Предварительные выводы представлены в Таблице.

Диапазон глубин отбора проб, м Кол-во станций, на которых обнаружены спирогиры % от общего числа исследованных станций
Урез–1.5 9 24%
2–7 9 24%

В целом, от уреза до глубины 7 м спирогиры обнаружены на 11 станциях из 38 исследованных (что составляет 29% от общего числа). Примеры микрофотографий с чужеродными нитчатками приведены на рис. 2.

Рис. 2. Микрофотографии различных морфотипов спирогир из проб с каменистого грунта, отобранных напротив стационара ЛИН СО РАН в Больших Котах (гл. 0.5 м, слева) и напротив пос. Култук (гл. 2 м, справа). Увеличение: объектив 4Х, окуляр 10Х, микроскоп Meiji. Фото Тимошкина О.А.

На станции напротив мыса Ижимей (восточное побережье о. Ольхон) зарегистрированы многочисленные плавающие «пятна» нитчатых водорослей (рис. 3). Микроскопический анализ показал, что это – всплывшие на поверхность воды скопления Ulothrix zonata, среди которых обнаружено огромное количество клеток планктонных синедр, бентосных диатомей рода хэннея и других водорослей (рис. 4). Пятна обнаружены в прибрежной зоне (на поверхности воды в 10–50 м от берега) на участке длиной около 1.5 км; примерный диаметр «пятен» варьировал от 10 см до 2 м (измерения проведены Р. Кривороткиным и Т. Алексеевой). Для середины июня и данного региона подобное явление обнаружено нами впервые. По устному сообщению капитана НИС «В.А. Коптюг» Битюцкого А.Н., сходные картины массовых скоплений нитчаток на поверхности воды в данном месте он наблюдал и ранее, на протяжении ряда лет, но – в июле месяце.

Рис. 3. Вдольбереговая полоса всплывших на поверхность воды «пятен» типичной приурезовой водоросли улотрикса (слева) и внешний вид пятен (справа, возле борта судна) (фото Тимошкина О.А.)

Рис. 4. Микрофотографии водорослей их «пятен»: нити зрелого улотрикса (слева, объектив 4Х, окуляр 10Х); смесь синедр, хэнней, спор самого улотрикса и др. диатомей (в центре и справа, объектив 10Х, окуляр 10Х) (фото Тимошкина О.А.)

2. Береговые скопления детрита обнаружены на 10 станциях из 29 обследованных (рис. 5; составлен Кривороткиным Р. И Алексеевой Т.). БСД отмечены на станциях Култук, Бабушкин, Сахюрта, Узуры, Большой Ушканий (бухта Северная), Заречное, Фролиха, Давша, Максимиха, Ижимей. Для изучения БСД отобрано 42 пробы; количественные характеристики и состав обнаруженных БСД будут проанализированы в лабораторных условиях.

Рис. 5. Фотографии обнаруженных БСД на некоторых станциях: A – напротив пос. Култук; B – напротив г. Бабушкин; C – бухта Ая; D – о. Большой Ушканий, бухта Северная; E – напротив пос. Заречное; F – бухта Фролиха; G – бухта Аяя; H – напротив пос. Давша; I – напротив пос. Максимиха.

3. Пробы фитопланктона анализируются в лабораторных условиях. Микроскопический анализ части проб показал, что в прибрежной зоне всех трех котловин озера (включая Малое море), отмечены повышенные концентрации нанопланктонных динофлагеллят (более 100 тысяч клеток на литр). Особо следует отметить, что практически во всех пробах фитобентоса прибрежной зоны, собранных в трех котловинах, обнаружены осевшие на дно клетки массовой планктонной водоросли синедры (последствия доминирования этой водоросли в весеннем планктоне) (рис. 6).

Рис. 6. Микрофотография пробы фитобентоса, отобранной 13 июня 2025 г., возле мыса Мужинайская коврижка (St-Unit 2755-3), глубина 0.5 м. Видны многочисленные клетки планктонной синедры и других водорослей (увеличение: объектив 4Х, окуляр 10Х, микроскоп Meiji). Фото Тимошкина О.А.

Всего за время экспедиции проведены гидрохимические исследования на 26 станциях по всему периметру озера, где отобрано 134 пробы воды. Температура прибрежной воды Байкала в период исследования варьировала: на юге озера 5,6-14,8°С, в средней котловине -3,4-12,4°С, на севере 7,4-8,3°С. Величина электропроводности интерстициальной воды пляжей варьировала в широких пределах. Максимальные значения регистрировали в лунках пляжей пос. Узуры (695 мкСм/см) и пос. Заречный (522 мкСм/см), минимальные в п. Давша (84 мкСм/см). Электропроводность воды на урезе в основном была близка к байкальским значениям – 118-125 мкСм/см. Немного выше значение электропроводности (128-188 мкСм/см) регистрировали в прибрежной воде на станциях отбора напротив гг. Байкальск и Слюдянка, пп. Листвянка, Б. Голоустное, Хужир и м. Елохин. Содержание растворенного кислорода в интерстициальной воде в июне изменялось от следовых значений (пп. Култук, Б. Голоустное, Сахюрта и гг. Слюдянка, Бабушкин и Северобайкальск) до 10,33 мг/дм3. В прибрежной воде озера концентрации кислорода варьировали от 9,09 до 16,23 мг/дм3 (80-160 % нас.). Высокое содержание фосфатов отмечено в интерстициальной воде пляжей в гг. Слюдянка (644 мкг/дм3), Северобайкальске (346 мкг/дм3) и пос. Узуры (210 мкг/дм3), максимальные концентрации нитратов регистрировали в п. Култук (45 мг/дм3) и п. Хужир (38 мг/дм3). В прибрежной воде озера концентрации фосфатов не превышали 30 мкг/дм3, нитратов, в основном, варьировали от 0,03 до 0,40 мг/дм3. Выше концентрации нитратов наблюдали в прибрежной воде пп. Листвянка (0,78 мг/дм3), Б. Голоустное (0,80 мг/дм3), Хужир (0,84 мг/дм3), в г. Слюдянка (4,58 мг/дм3) и у м. Елохин (1,37 мг/дм3). Обработка собранного за время экспедиции материала продолжается в лаборатории Института и полученные материалы будут представлены в отчете по гостеме.

5. Для последующего морфологического и молекулярно-биологического анализа собрано более 500 особей микротурбеллярий, остракод, гарпактикоид и батинеллид. Обнаружены представители новых видов микротурбеллярий из рода Mariareuterella Timoshkin et Grygier, 2005, остракод из родов Candona Baird, 1845, Pseudocandona Kaufmann, 1900, Baicalocandona Mazepova, 1976 и Cytherissa Sars, 1925, а также гарпактикоид из рода Bryocamptus Chappuis, 1929.